Общие сведения

Аршан – бальнеологический и горноклиматический курорт в Тункинском районе от слов арасан, арашаан, аршан, что означает минеральный или теплый источник, имеющий целебное значение.

Высокое стояние солнца в горах увеличивает ультрафиолетовое излучение, которое усиливает легочную вентиляцию и потребление кислорода, что ведет к снижению сахара в крови, выравниванию кровяного давления, вырабатывается невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. По количеству солнечных дней в году курорт Аршан превосходит Крым.

Горная река Кынгырга, в переводе «Бубен шамана», протекающая через территорию курортной зоны Аршан, радует кристальной свежестью и чистотой. В верхнем ее течении находятся водопады, самые высокие из которых имеют падение воды до 10 метров. Всего на реке Кынгырга насчитывается 12 водопадов. Дно каньона, где протекает река, выстлано отполированным водой мрамором розового и желтого цветов.

Вблизи курорта Аршан сохранились следы вулканической деятельности, происходившей 10-15 тысяч лет назад, в конце ледникового периода. Можно увидеть конусы потухших вулканов и холмы из вулканических шлаков. В 7 километрах от курорта Аршан виден поросший лесом вулкан Хара-Болдок, высотой 100-120 метров, диаметр кратера 80-100 метров, состоящий из сильно гористых базальтовых шлаков. В окрестностях курорта Аршан были найдены разнообразные каменные, бронзовые, железные орудия первобытного человека. В 10 километрах северо-западнее курорта находятся Кайморские озера, богатые рыбой и водоплавающей птицей.

*Буддисты приписывали свойство аршана, некоторым пресным источникам и поэтому аршаном стали называть ключи (булаг) с холодной пресной, чистой водой, придавая им целебное значение. Этот термин широко распространен в Монголии, Китае, Средней Азии, Алтае и в Восточной Сибири. Происхождение его связывают с санскритским рашиани – нектар, питье богов.

Лечебные и химические свойства

Основные природные лечебные свойства источников курорта Аршан — углекислые, маломинерализованные, кремнистые, сульфатно-гидрокарбонатно-магниево-кальциевые слабокислые термальные воды и сульфидные иловые грязи — способствуют высокоэффективному лечению заболеваний органов пищеварения, кровообращения, дыхания, мочевыделительной и эндокринной системы, обмена веществ. Углекислые кремнистые минеральные воды источников Аршан уникальны в мировом плане. Они ближе всего к типу Виши и Карловых Вар (по кремнию), но в отличие от горячих вод этих источников Аршан изначально — холодная углекислая кремнистая вода.

В комплексном санаторно-курортном лечении используется питье минеральной воды Аршан, бальнеотерапия (ванны, лечебные души, орошения), климатолечение, диетотерапия, физиотерапия, парафиноозокеритолечение, лечебная гимнастика, массаж, ингаляции, галатерапия, аэротерапия.

Минеральные воды эффективны при лечении заболеваний сердечно – сосудистой системы, функциональных расстройств нервной системы, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря, нарушения обмена веществ.
Углекислые ванны оказывают благоприятное воздействие на сердечные мышцы, капиллярные сосуды кровообращения, снижают артериальное давление, уменьшают стенокардию.

Легенды о происхождении аршанов (минеральной воды)
Существует множество бурятских легенд о происхождении аршанов (минеральной воды), многие из их которых соотносятся с деятельностью эпического героя Абай Гэсэра. Одна из них- Гэсэр стегает воду своим ременным кнутом с рукоятью из красной ивы и восклицает, чтобы разлетевшиеся на четыре стороны брызги превратились в аршанные родники – «булаг бэрэ аршан» (Бурчина,1990). В другом случае Абай Гэсэр освобождает воду, заключенную под слоем земли, с помощью черного отцовского копья.
В цикле преданий о возникновении целебных источников выделяется факт возникновения аршана от мочи божества или святого. В генеалогическом предании о предке булагатов сообщается, что тункинские аршаны появляются там, где помочился небесный бык Буха-нойон.
Часть легенд о происхождении аршанов связывается с горой (горами) Мундарга, на вершине которой находится вода бессмертия. В одной из них ворон, единственная птица, способная долететь до вершины горы, несет в клюве вечную воду и несколько капель роняет на землю. Там, где упали капли, возникли целебные родники. По монгольским мифологическим версиям, ворон является птицей, специально назначенной бурханом, которая должна была спустить аршан, приготовленный Богом на землю.
Водные экосистемы, объекты ландшафтов не могли остаться вне внимания и духовного осмысления бурят. Горно — таежные ландшафты Бурятии изобилуют различными минеральными источниками, называемыми аршан. Целебное свойство таких вод наделялось сакральной силой, в связи с этим вода родников именовалась хара уhан — «черная вода» (Содномпилова, 2006). Эпитет «хара» содержит понятие «сила, мощь». Нередко по определению «хара» примыкает и другое – «мүнхэ» (бессмертный), поскольку вода аршанов, по религиозным воззрениям, могла даровать бессмертие, выступая аналогом живой воды в русской культуре. По преданиям бурят, вода бессмертия находится на вершине гольцов (Мундарга), и только ворон способен долететь до вершин этих гор. Помимо такого собирательного образа гольцов, существует и реальный орографический объект – гора Мундарга в Тункинской долине. Эта гора представляется местом обитания духа горы Моон нойона. Там и находится, согласно воззрениям бурят бессмертная вода.
Особой популярностью среди туристов пользуются целебные источники Тункинской долины. В частности, на курорте Нилова – Пустынь, по преданиям тункинских бурят находится 108 источников, излечивающих от 108 болезней. Определению источников способствует особая, неповторимая конфигурация зеленых и красных водорослей «наг» на поверхности каждого источника: например, формы водорослей на поверхности аршана для лечения глазных болезней предстают в виде круглых выпуклых образований, повторяя форму глазного яблока. В воде источника, предназначенного для лечения вен (hудаhани аршан), поверх пленки из зеленых водорослей тянутся длинные нити красных водорослей.
Существует ряд правил и требований в период лечения целебными источниками. Не рекомендуется отправляться на источники без опытного проводника, хорошо знающего не только путь к источнику, но и имеющего большой опыт лечебной практики. Обычно такими проводниками были пожилые мужчины, поскольку еще в недавнем прошлом женщинам воспрещалось посещать горные источники.
Прибывшие на лечение должны, прежде всего, определиться от какого заболевания они намерены избавиться, так как имел место строгий запрет на пользование несколькими источниками в одно посещение. Важное значение придавалось времени принятия процедуры. Например, пить целебную воду необходимо было в ранний предрассветный час (летом – в 3 часа ночи), когда еще спят птицы. Это правило обусловлено верой в то, что аршан из которого утром напились птицы, теряет свою лечебную силу. В связи с этим и следовало пить целебную воду до того, как ее попробует птица. Такие представления являются современным толкованием более древнего предания, связанного с конкретной птицей – вороном. Ворон пьет аршан, поэтому бывает долговечен. «Из аршана, чтобы вода имела силу, нужно брать утром, прежде, чем напьется из него ворон, потому что ворон рано прилетает пить. Оттого он получает бессмертие» (Потанин, 1883).
Приступая к лечению, гадали о пользе силы источника доля конкретного человека. Для этого искали вблизи источника небольшой камень, в «чистом» месте, где люди не ходили. Затем, нашёптывали свой вопрос и бросали его в воду аршана. Если вода источника должна была принести пользу больному, камень гадающего покрывался зелеными водорослями. В том случае, если болезнь не поддавалась полному излечению и требовалось повторное лечение, водоросли покрывали поверхность камня частично. Если лечение водами аршана не подходило больному, водоросли не прилипали к камню, а плавали над ним. Более того, подобный признак мог указывать и на скорую смерть больного.
Считается, что целебные источники могли приобретать особую силу в определенный период летнего времени – 15 – го числа лунного месяца в июне.
По народной традиции на один и тот же источник следовало выезжать нечетное количество раз, количество приема воды или ванн также должно быть нечетным (Чжуд – ши,1989).